ТАКОЙ, ТАКЪ, мест. I. Указ. 1. Указывает на признаки предмета и на сам предмет, названный в предшествующей или последующей речи или известный из иных обстоятельств: такой. Обрѣтохъ недостоинъ сы такъ даръ, еже ми ся поучяти словесьмъ твоимъ дьнь и ношть. Изб.Св. 1076 г.1, 162. Николиже такъ гл҃ъ есть члв҃чскъ [вм.: члв҃къ – ἄνϑρωπος], яко сь члв҃къ (οὕτως ‘так’, смешано с οὕτος ‘такой’). (Ин. VII, 46) Арханг.ев., 87. 1092 г. Въ истину блаженъ еси, Иоакиме, такому дѣтищу бывъ отьць (ταύτης). Стихирарь1, 11 об. XII в. Азъ еже ты мя гл҃еши, нѣсмь такъ. (Муч.Еразма) Усп.сб., 214. XII–XII вв. Како по такых волнахъ, яко по сил<ь>ныхъ горах, утлыи мои црѣнъ плаваетъ? Ж.Зос.С., 150. XVI в. Которые денежные мастеры учнутъ дѣлати мѣдные или оловяные или укладные ден<ь>ги или в денежное дѣло в серебро учнутъ прибавливати мѣдь, или олово, или свинецъ и тѣмъ гсд҃рвѣ казнѣ учнутъ чинити убыль, и тѣх денежныхъ мастеровъ за такое дѣло казнити смертию, залити горло. Ул.Ал., 74 об. 1649 г. А которые люди учнутъ по челобитнымъ искать на комъ безкабал<ь>но поклажей или иной какой ссуды, безъ писмяныхъ крѣпостей… и такихъ челобитенъ не принимать. АИ V, 310. 1689 г. Мало такихъ найдешъ (tales). Lud., 88. 1696 г. – Употребляется в простом предложении перед сравнительным оборотом. Люди [земли Датской] подобны во всемъ немецкимъ людемъ, точию богатствомъ сихъ скуднѣе, имутъ же грады тверды, но не тацы, якоже Германия. Козм. III, 526. 1696 г. – Употребляется в функции соотносительного слова в главном предложении и указывает на то, чт является содержанием придаточного предложения. Такъ буди о своихъ рабѣхъ, якоже молишися тебѣ Бу҃ быти (τοιοῦτος). Изб.Св. 1076 г.1, 209. (1147): В то же лѣто постави Изяславъ митрополитомъ Клима Смолятича, выведъ изъ Заруба, бѣ бо черноризечь скимникъ, и быс<ть> книжникъ и философь такъ, якоже в Рускои земли не бяшеть. Ипат.лет., 340. Ок. 1425 г. Цср҃ю же дивящуся, аще есть такъ мужь, иже себе может<ь> дати за друга на посѣченье, онъ же призвавъ своего друга пифагорянина и рече: сь будеть (τοιοῦτός ἐστι). Пч., 59. XV в. ~ XIII в. Якоже бо и съсудъ члч҃ьскъ съкрушенъ не трѣбѣ бываеть, таци же суть бз҃и ихъ. (Вар. VI, 15–16) Библ.Генн. 1499 г. Да яцы же сами суть идоли, тацы ж<е> и вѣрующии в нихъ, подобницы им суще. (Ж.Стеф.Перм.Епиф.) ВМЧ, Апр.22–30, 1036. XVI в. А такое дѣло не богоугодно, что инокамъ, аки царевымъ мирскимъ приказнымъ, сбирати себѣ всякие царские доходы. Беседа Вал., 13. XVII в. ~ XVI в. А донскихъ казаковъ такихъ примѣровъ, чтобъ они подъ началомъ бывали ль и государева имъ жалованья для подначальства давано ль, и того въ Посольскомъ приказѣ не сыскано. Дон.д. IV, 318. 1650 г. Извещу… о том королевскому величеству, что вы, царского величества посланники, такую любовь свою к нему объявили, что тое грамоту великого государя… которая дана для проезду во Францужское государство, ему показали. Ст.сп.Потемкина, 249. 1669 г. Есть такихъ, которие въ одном пиру пропиютъ, что во всемъ году нажили (solche, tales). Lud., 85. 1696 г.
2. Указывает на предмет безотносительно к его признакам: этот. И отвѣтчикъ сказалъ: денегъ не займывалъ и памяти такой писать заемной не веливалъ, и ту память лживилъ, а велѣлъ де писать памятцой посул<ь>ной, а не заемною памятью. АЮБ II, 89. 1671 г.
3. Преимущественно в сочетании с частицей же указывает на тождество в каком-л. отношении сопоставляемых предметов или признаков: такой же. Възшумѣ же неподобныи вражии глас<ъ> и плачющъ слышашес<я> плач плачющих младенецъ, такою ж<е> мукою рабъ съ гн҃омъ озлобленъ ес<ть> (simili). (Прем. XVIII, 10–11) Библ.Генн. 1499 г. Любяй бо злато и сребро подобенъ идолослужителемь, тацѣи бо вещи кланяются и суть себѣ общи (τὴν αὐτὴν ὕλην). (Толк.ев.Феоф.Болг.) ВМЧ, Окт. 4–18, 1284. XVI в. Кто аз убогая, да предстоят ми тации же человецы, создание Божие? Пов.Ульян.Осор., 290. XVII в. – В знач. сущ. Такая же, с., мн. Иевъ, въ язвѣ лежа, говорилъ такъ; да онъ праведенъ былъ… А я, гнусное житие живя, на такая же дерзнул. Ав.Ж., 105. XIX в. ~ 1672 г.
II. Опред. Указывает на высокую степень проявления свойства, признака или качества определяемого предмета. И быша блистания и громи и глас, и быс<ть> трусъ велии, акъже николиже не быст<ь>, отнележе члв҃ци быша на земли, толикъ трусъ, такъ велии (οὕτω μέγας ‘столь великий’). (Откр. XVI, 18) Апокал., 74 об. XIII в. Рече Господь: что се сотворилъ еси? Онъ же отвѣща: жена, еже ми сотворилъ еси. Просто молыть: на што де мнѣ дуру такую здѣлалъ? Ав.Сотв.мира, 671. 1672 г. О извѣщении чрезъ письмо… во много возблагодарихъ въ такомъ дал<ь>номъ разлучении. Петр, I, 25. 1694 г.